«Токийский зодиак» — увлекательная японская головоломка, в стиле «Убийство в закрытой комнате»

Книга «Токийский зодиак»

Что такое хороший детективный роман? Нетривиальный сюжет, резонансное преступление, гениальная личность следователя, ведущего дело.

Что такое хороший японский детектив? Все то же самое, только убийцу вычислить должен сам читатель. Именно такова особенность жанра хонкаку, который возник в конце 20 века и быстро набрал популярность во всем мире.

Книгу Содзи Симады «Токийский зодиак» нельзя отнести строго к одному жанру, это симбиоз японской и европейской детективной литературы. Захватывающий сюжет, массовые убийства, растянутое на 40 лет расследование, реальная история — с одной стороны, с другой — типично восточная логика, щедро приправленная мистикой и оккультизмом. Все это делает произведение одним из самых читаемых детективов современности.

Книга начинается с убийства сумасшедшего по европейским меркам художника Хэйкити Умэдзава. Все художники немного не в себе, скажет читатель, но тут дело имеет особый размах. Хэйкити одержим идеей создания некоего сверхсущества, идеальной женщины Азот. Так как действие происходит накануне Второй мировой войны, то Азот должна спасти Японию в эти трудные времена. Благородная цель, но какой ценой? Хэйкити уверен, что если убить шесть девушек, рожденных под определенными знаками Зодиака, отрезать части тел и соединить их при помощи алхимии, то получится идеальная женщина. Сделать это легко, так как художник живет среди многочисленных родных и приемных дочерей.

Однако чудовищный замысел воплотить не удалось, и вскоре Хэйкити находят убитым в собственном доме. Нет следов, нет подозреваемых, нет зацепок.

А дальше начинается череда странных и страшных событий: в течении полугода все шесть девушек найдены мертвыми и расчлененными. Полиция быстро и бездоказательно обвинила в произошедшем жену художника Масако, несмотря на то, что четыре погибшие девушки — ее родные дочери.

Вторая часть книги описывает события, произошедшие спустя 40 лет. Главные герои — астролог Киеси Митараи и его подчиненный Кодзуми, эдакие японские Шерлок Холмс и доктор Ватсон. (Сравнение с литературными героями — вовсе не не рекламный прием, в произведении действительно много параллелей с Конан Дойлем).

Однажды друзья встречают дочь того полицейского, который обвинил Масако в убийствах. После его смерти остался дневник, прочитав который герои понимают, что в этом деле есть еще нераскрытые и страшные тайны. Каковы истинные мотивы убийцы? Жив ли он сам? И наконец, сколько жертв было на самом деле?

Так начинается самое громкое расследование в истории Японии. Оно продлиться ровно неделю и прольет свет на жуткие события тех лет.

Несмотря на определенную сложность в восприятии японской действительности, книга прекрасна. Конечно же читатель догадается, кто убийца, но произойдет это далеко не сразу; Содзи Симада мастерски прячет истину в череде событий. И это при том, что круг действующих лиц очень узок. А вот финал может удивить: из-за давности преступления убийцу не будут ловить и наказывать, поэтому он расскажет все сам.

Уникальность детектива еще и в том, что соблюдено главное правило жанра хонкаку: сыщик знает ровно столько, сколько знает читатель. Так что интересно будет до самого конца.

Однако наделить «Токийский зодиак» одними плюсами было бы несправедливо. В произведении достаточно моментов, которые европейский читатель не оценит в силу разницы менталитетов. Автор совершенно не желает давать нравственную оценку действиям убийцы: человек лишил жизни 6 девушек и живет 40 лет без всяких угрызений совести. Да и Митараи, раскрывший дело, преступника не обвиняет: нет резона. И хорошо заметно, что Содзи Симада не испытывает логичного омерзения при описании жестоких убийств, только интерес исследователя-натуралиста. Да еще и оправдывает убийцу в глазах читателя, мотив то почти благородный!

Второе, что бросается в глаза: автору явно импонирует идея Азот. В книге достаточно намеков на то, что идеальная женщина все-таки создана, ведь обряд был проведен по всем правилам! А может быть, читатель встретится с героиней, очень похожей на Азот на последних страницах, кто знает?

Вывод — традиционную европейскую мораль в книге можно не искать. То ли дело в японском менталитете, то ли в личных пристрастиях автора.

Одно можно сказать точно, роман получил одобрение самой широкой аудитории. Японофилы найдут в нем подробные описания этнических нюансов и отсылок к историческим событиям прошлого, любители классики жанра — необычный сюжет и добротную детективную составляющую. Ну а тех, кто предпочитает развлекательное чтение, роман порадует отсутствием затянутости и легкостью повествования.

Рецензия Екатерины Журавлёвой

Оцените статью
Добавить комментарий

пятнадцать − двенадцать =