«451 градус по Фаренгейту» краткое содержание

Гай Монтэг «451 градус по Фаренгейту»

Предлагаем ознакомиться с кратким содержанием культового произведения Рэя Брэдбери «451 градус по Фаренгейту»

Роман «451 градус по Фаренгейту» — яркий пример научно-фантастической антиутопии. Подобные произведения массово возникали в середине XX века как ответ на исторические события и мировые войны.

В эпиграфе автор даёт расшифровку названия книги: «451 градус по Фаренгейту — температура, при которой горит бумага».


В романе поднимаются самые актуальные темы современности: ложное благополучие семей, одиночество человека в толпе, ценность культуры и искусства, война и отношение к ней, судьба европейской цивилизации.


Мир, в котором происходят события — это альтернативная Америка конца XX века. После 60-х годов страна победила в двух атомных войнах и стоит на пороге очередного конфликта: каждую ночь летают бомбардировщики, идёт мобилизация.


США в романе является самым благополучным местом на свете. Тут нет голода (на других континентах — есть), почти все имеют дом, работу, доступны многочисленные развлечения. У большинства в кармане лежит «страховая квитанция на 10 000 долларов», все «довольны и счастливы». Автомобили, телевизоры во всю стену (а лучше — во все 4 стены), метро, кафе, картинные галереи. Отличная медицина, скорая помощь, которая приезжает в минуты. Даже самостоятельно рожать не надо, повсеместно делают кесаревы сечения.

Мир действительно удобный, настоящая американская мечта. В этом урбанистическом раю живут уважаемые граждане, Гай Монтэг с супругой Милдред.

Однако многие в городе кончают жизнь самоубийством. Но почему?

О негативных сценариях развития современного общества — вы узнаете из краткого пересказа романа Рэя Брэдбери «451 градус по Фаренгейту».


Часть 1. Домашний очаг и саламандра

Гай и Милдред Монтэг
Гай Монтэг и его жена Милдред.


С первых страниц читатель знакомится с Гаем Монтэгом, представителем необычной профессии пожарного. Необычной — потому что смысл этой работы давно изменился. Пожарные теперь устраивают пожары, сжигают дома граждан, в которых найдены любые книги. Поначалу Брэдбери весьма романтично описывает деятельность Монтэга: тут и «менестрели огня», и саламандра, как символ очищающего пламени, и медная машина, похожая на зверя, у которого внутри керосин, и механический пёс-охранник, не знающий сострадания. Да и бравые пожарные все на одно лицо: красивые, черноволосые.


Но почему режим так озабочен истреблением книг?

По мнению автора, к концу XX века европейская цивилизация отказалась от культуры и развития. Отказалась от своей исторической памяти, от прошлого. В итоге получилось общество равных — без обид, страхов, тревог. Книги же заставляют думать. Они, по словам Брэдбери, как стражники вокруг римского императора, которые в момент триумфа шептали: «Помни, и ты смертен».


Перестав читать, люди теряют не только критический ум, но и человечность. Нет любви, нет эмпатии и сострадания, нет привязанности к ближним.


Бездушность общества транслируется через общение главного героя с женой Милдред. Весь интерес женщины — в ток-шоу «Родственники», которое сутками идёт по телевизору. Брэдбери описывает это зрелище как болтовню «своры тараторящих обезьян». У Милдред есть и подружки, дамы с такими же несущественными интересами.


Почти все женщины бездетны, так как ребёнок — это бесконечные проблемы. Только у одной соседки есть дети, которых она видит три дня в месяц, в остальное время они находятся в школе и пансионатах.


Милдред живёт «механически», совершенно не думая. В перерывах между просмотром шоу она многократно принимает снотворное и тут же забывает об этом. Монтэгу даже приходится вызвать скорую помощь. Выясняется, что передозировка — «популярная» причина смерти, потому что почти все живут бессознательно. С ужасом Гай понимает, что ни он, ни жена не помнят, где они познакомились.

Кларисса Маклеллан
Кларисса Маклеллан — соседка Гая Монтэга.


Однажды Монтэг встречает 17-летнюю соседку Клариссу. Школьница разительно отличается не только от его примитивной жены, но и от всех жителей города. Она умеет чувствовать, размышлять, видит прекрасное в окружающем мире, природе и человеке.


По мнению законопослушных граждан, семья Клариссы — «странная», а сама девушка не ходит в школу, потому что вместо знаний там дают пустые факты, которые никак не влияют на детей. В учебных заведениях, довольно часто, школьники убивают друг друга.


Кларисса гибнет под колёсами автомобиля спустя некоторое время после знакомства. Но те несколько встреч с ней изменили Монтэга, он впервые заподозрил, что с окружающим миром что-то не так. Перед смертью Кларисса спросила Гая, счастлив ли он, и позже Монтэг понимает, что нет.


Однажды бригаду пожарных вызывают в дом к пожилой женщине, которая сама поджигает облитые керосином книги и погибает вместе с ними. Потрясённый Монтэг незаметно берёт одну из книг.


Поступок женщины настолько поразил пожарного, что тот заболел. Внезапно к больному в гости приходит брандмейстер Битти, начальник. Этот герой — своеобразный ключ ко всему, что происходит в городе. Из его замечательного монолога читатель узнает, что падение цивилизации началось сто лет назад. Темп жизни ускорялся, объём литературы сокращался, люди читали всё меньше и меньше. Истинные знания подменили бессмысленные факты и цифры, которыми набивают головы в школах.


На прощание Битти рассказал, что многие пожарные хотят знать, отчего люди идут на смерть за свои убеждения. Поэтому нет ничего страшного, если Монтэг взял книгу. Он её может прочитать, но потом — сжечь.


После ухода начальника Гай признаётся жене, что он и раньше выносил из огня книги.


Часть 2. Сито и песок

Брандмейстер Битти
Начальник Гая Монтэга, Брандмейстер Битти.


Весь день супруги читали.

Жене это занятие не понравилось, герои её ток-шоу были интереснее. А Монтэг вспомнил о своём знакомом — старом профессоре Фабере. Раньше тот преподавал английский язык, но из-за отсутствия студентов колледж закрыли и старик остался без работы.

Профессор — знаток литературы, влюблён в каждую строчку, знает наизусть множество произведений. Монтэг находит Фабера и делится с ним своими чувствами. Главный вопрос, который мучает Гая — сделают ли книги человека счастливым? Нет, отвечает старик, «книги — только одно из вместилищ, где мы храним то, что боимся забыть». На прощание Фабер отдаёт Монтэгу прибор, который может слышать мысли на расстоянии. Профессор всю жизнь посвятил изобретению этого передатчика.


Монтэг возвращается домой, по телевизору показывают подготовку к войне. Жена с подружками обсуждают мобилизацию. Не выдержав их глупых речей, Гай начинает декламировать стихи. Женщины злятся на него и расходятся.


Монтэг идёт на работу, где начальник Битти говорит, что их ждёт «особенный» вызов. Вскоре Гаю становится ясно, что донос поступил на его собственное жилище.


Часть 3. Огонь горит ярко

Механический пёс
Полицейский механический пёс-робот.


Жена покидает дом. Теперь понятно, что для неё Монтэг — чужой человек. Начальник рассказал, что донос поступил от соседок, и что после того, как Гай уничтожит свой дом, его арестуют.

Узнав это, Монтэг идёт на страшное преступление, заживо сжигает брандмейстера Битти из огнемёта.

Теперь уже бывшего пожарного объявляют в розыск, по его следу идёт безжалостный механический пёс, запрограммированный на поиск преступников.


В этот момент объявляют войну. Монтэг добирается до дома профессора Фабера, тот даёт ему свою одежду и рассказывает о лагере бродяг, среди которых немало учёных и бывших преподавателей. По телевизору идёт трансляция, пёс-робот убивает постороннего прохожего. Диктор говорит, что это и был преступник — толпе нужна любая жертва.


Гай спускается по реке и находит лагерь, где живут учёные из крупнейших университетов прошлого, священники, писатели. Они рассказывают Монтэгу, что в стране есть своеобразная организация, члены которой заучивают наизусть книги. Есть надежда, что после войны всё поменяется, бумажные книги снова разрешат.


В это время город подвергается бомбардировке. Гибнет Милдред. Последнее, что она увидела перед смертью — своё отражение в потухшем экране телевизора.


Вывод

Профессор Фабер
Профессор Фабер.


Прошло уже 70 лет с появления одной из самых знаковых антиутопий XX века. Мир неоднократно сталкивался с публичным сожжением книг по разным причинам и мотивам. Так делали и нацисты, и маккартисты (маккартизм — политическое движение в США, которое критиковал Рэй Брэдбери в своём романе). Ни к чему хорошему это не привело, ибо, как писал немецкий поэт Генрих Гейне, «там, где сжигают книги, впоследствии сжигают людей».

Однако сатира на политику — не единственная интерпретация романа. В начале ХХI века заговорили о том, что «451 градус по Фаренгейту» — настоящий роман-пророчество.

Брэдбери предсказал засилье дешёвой массовой культуры и зависимость людей от гаджетов. Действительно, в его романе, костры из книг волнуют только Монтэга и профессора Фабера. Все остальные герои (Милдред, подруги, соседи, сослуживцы) прекрасно живут в мире бесконечных ТВ-трансляций. Внимание жителей города занято просмотром сериалов, шоу, рекламы. И никакого тоталитарного режима и принуждения — всё происходит добровольно.

В своих интервью Брэдбери говорил, что часто люди сами отказываются от тяжёлых и тревожащих тем в пользу красивых, но бессмысленных картинок. К сожалению, подобные вещи практически не связаны с политическим режимом и властью. Это неизбежный результат развития человеческого общества.

В романе словами Рэя Брэдбери говорит профессор Фабер: «Деградация началась не по приказу властей, а в тот момент, когда на курс лекций по культуре записался всего один студент».

Благодарим за прочтение краткого содержания книги «451 градус по Фаренгейту». Рекомендуем полностью прочитать этот увлекательный культовый роман выдающегося писателя.

Рэй Брэдбери, написал не просто интересный рассказ с необычным сюжетом, но и оставил важное послание для каждого читателя. Книга помогает посмотреть на современное общество со стороны и задуматься над нашим настоящим и будущим.

Оцените статью
Добавить комментарий