«Египтянин» — увлекательное путешествие по Древнему Египту

"Египтянин" Мика Валтари

С одной стороны, исторических романов написано великое множество. Можно зайти в любой книжный магазин, и увидеть массивные стеллажи, которые ломятся от исторической литературы.

С другой стороны, известных и действительно хороших исторических текстов не так уж много, и все они наперечёт. Многие люди знают такие книги как: «Спартак», «Имя Розы», «Камо Грядеши» и т.д.

Роман «Египтянин», финского писателя Мика Валтари является именно таким, знаковым историческим романом. Он довольно известен, и даже экранизирован в Голливуде.

Действие романа разворачивается во времена правления фараона Эхнатона, который также известен как царь-реформатор. Хотя его реформа довольно странна.

Главный герой, он же летописец событий — бывший придворный лекарь Синухе, а ныне убеленный сединами изгнанник и изгой. Историю своей жизни и приключения он начинает описывать с юных лет, а заканчивает глубоким старцем.

Из книги мы узнаем о смене династии, жизни в Древнем Египте, фараонах, жрецах и художниках. А также о том, как известный врачеватель «докатился» до жизни такой. Роман открывает одну из самых спорных страниц египетской истории. Синухе рассказывает нам про эпоху правления фараона Эхнатона, который решил упразднить весь пантеон древних богов, оставив на троне, единственное «солнечное» божество — Атона.

Культ Атона был чем-то похож на веру иудеев.

Во главе пантеона — единый Бог, сама вера должна быть в душе каждого человека. Бог любит всех, и каждого простолюдина и раба, а не только прославленных жрецов и богачей. Хвалу Атону можно возносить где угодно, а не обязательно в храме. Понятное дело, такие новшества пришлись не по вкусу жрецам и знатным египтянам (которые не желали быть ровней с простолюдинами).

Историки до сих пор спорят, кем был фараон-реформатор. Неудачливым политиком или истово верующим фанатиком.

Валтари предлагает нам третий и, пожалуй, самый правдоподобный вариант…

История Древнего Египта — вещь интересная сама по себе. Приключения врача в древнем Египте, с участием реальных исторических лиц (вроде Эхнатона и Нефертити) — вещь интересная вдвойне. Кстати, врач Синухе — также реальный исторический персонаж.

Книга довольно динамична. В ней есть и размышления-рассуждения, но при этом, она богата и на события. Пространных описаний, не читаемых фрагментов почти нет. Не чужд автору и юмор. Шутки в романе тонкие, как стрелки на веках жрицы Нефер.

В романе есть и небольшие недостатки.

Например, книга понравится людям, которые любят подробные исторические «полотна», но может показаться скучной любителям динамичных событий, экшена и баталий.

В тексте, также имеется какое-то огромное количество труднопроизносимых и нечитаемых имён, (одна Нефернефернефер чего стоит!) похожих между собой названий (например, имена богов: Атон и Амон). Но при этом, автор упорно называет Египет — Египтом, забыв, что сами жители «древнего царства» свою страну так не величали.

К тому же, история как наука не стоит на месте, и более чем за полвека продвинулась вперёд. Мы уже знаем чуть больше о правлении Эхнатона и Нефертити, и некоторые фрагменты истории уже трактуется по-другому.

Но эти мелкие недочёты и особенности совсем не портят общую картину.

Атмосфера Египта поражает воображение, но мы увидим не только страну «сфинксов и пирамид». Перед нами откроется вся карта мира, которая была известна египтянам в те времена. В романе упоминаются Хеттское царство, Сирия и Крит.

На страницах книги есть отличные описания «города мертвых», процесса мумификации и т. д. Иногда просто поражает то, каких высот достигла медицина во времена Эхнатона, т. е почти четыре тысячи лет назад. Придворный лекарь должен был уметь: вырывать и вставлять зубы, принимать роды, лечить мужское бессилие и проводить несложные операции. Инструменты и одежду стерилизовали, руки мыли.

Много рассуждений в романе и о том, как может искусство погрязнуть в плену устаревших традиций. Например, у Синухе был друг-художник. Он мастерски рисовал портреты, очень реалистичные, но жрецы требовали от него «писать» знакомых нам по фрескам человечков-болванчиков, с одинаковым профилем.

Одна из главных мыслей романа о том, что время идёт, гибнут и расцветают цивилизации, а люди почти не меняются.

Вот ведь незадача, в Древнем Египте не было интернета, а люди также любили котиков, писали на стенах, «выкладывая» там свои новые фрески. А также пировали и путешествовали, ненавидели и любили, были верными и изменяли.

Книга должна понравиться всем любителям хорошей литературы, а уж для поклонников исторических романов — это настоящий подарок!

«Египтянин» — это умная, интересная книга, полная приключений, нетривиальных мыслей и эпохальных событий. Рекомендую!

Рецензия Анны Вацеховской

Оцените статью
Добавить комментарий