«Зулейха открывает глаза». Символизм с первой строки. Дальше будет только реализм, часто жестокий, который не оставит равнодушным никого из читателей.
Зулейха – маленькая, хрупкая татарская женщина лет тридцати, живущая в страхе со строгим мужем Муртазой и старой свекровью Упырихой.
Робкая, исполнительная, без права голоса – такова ее реальность. Смиренно, с беспрекословным повиновением она выполняет свой долг жены перед мужем, боится взглянуть в глаза жизни. Она – тень мужа, он – ее опора, как считает она. «Муртаза – хороший хозяин», Зулейха повторяет эти слова как мантру каждый день. Пока читатель видит смирившуюся с жизнью Зулейху. Но познакомившись с ней получше, мы понимаем, что она принимающая и благодарная, отчего обладает особой силой. «Смириться» и «принимать» разные вещи, в которых читателю предстоит разобраться.
Вы когда-нибудь испытывали чувство того, что всё, что было нажито непосильным и честным трудом, то к чему ты привык, в один момент исчезает, а вместе с ним и ты сам? Именно таким предстаёт раскулачивание, когда в один из зимних морозных дней в тихую татарскую деревню нагрянули красноармейцы на лошадях, неся за собой красный развевающийся флаг.
Несмотря на объемную историческую составляющую романа, без сомнения, его можно считать женским.
В первую очередь, это ода женщине, которая стойко выдержала все невзгоды и живет с теплым ощущением любви в своей груди, пронося его через все события как яркий огонек. Одна из самых главных причин продолжать жить – материнство, ставшее настоящим подвигом на фоне всех трудностей жизни.
Меняется не только Зулейха, трансформируются взгляды и жизненные принципы многих людей, с которыми свела ее жизнь по пути из деревни в трудовой лагерь. Перед нами раскрывается много людских типажей с разными чертами характера: от подлости и трусости до великодушия и истинной силы. Интересно познакомиться с историями людей из совершенно разных слоев населения, оказавшихся в одинаково сложной ситуации: художника Иконникова, опальных супругов из Петербурга, гениального, но странного доктора Лейбе, молодого и преданного своей идее товарища Игнатова.
Здесь же в трудовом лагере расцветает и настоящая любовь, где, казалось бы, ей совсем не место.
И именно тогда, когда Зулейха пройдет через годы испытаний, пора вернуться в начало романа, а точнее, к его первой строке, которая звучит уже не обыденно и будто бы с опаской, а утвердительно и громогласно: «Зулейха открывает глаза». Ты понимаешь, что оно характеризует вовсе не ту Зулейху, что проснулась в доме мужа Муртазы до раскулачивания, а ее настоящую, которая предстает перед нами в конце произведения: смелую, по-настоящему открывшуюся новой жизни, своим чувствам и желаниям.
Эта книга – памятник событиям, происходящим во время раскулачивания в 30-е годы двадцатого века. Ни в одном учебнике истории вы не прочитаете и не увидите ситуацию глазами зажиточных крестьян, интеллигенции, ставших неугодными власти тех времен. Лозунг «Уничтожим кулака как класс!» приобретает иные, материальные и вполне осязаемые формы. Грустно, горько.
И все-таки можно ли ее считать антисоветской? Обвинения читателей в антисоветском уклоне книги, на мой взгляд, беспочвенны. В исторические неточности и подробности вникать не будем. Но нет ничего обличающего в том, что не требует доказательств: раскулачивание и массовые репрессии фактически присутствуют в истории нашей страны. Нам представилась возможность наблюдать этот процесс глазами простой татарской женщины и пережить его вместе с ней. И глупо было бы утверждать, что репрессии никому не принесли страданий. Поэтому восприятие книги, считаю, во многом зависит от читателя – готов он принять такую нашу историю или нет, какой бы она ни была.
Читается книга легко, словно фильм смотришь: ясно и красноречиво описаны мельчайшие детали, множество ярких сравнений и эпитетов, озвучивание хода мыслей главной героини и сама манера повествования в настоящем времени, – всё это способствует возникновению ощущения, что ты наблюдаешь за происходящим в реальный момент, здесь и сейчас. Будто ты находишься где-то рядом.
Мне понравился богатый, образный и в то же время не лишенный простоты язык автора. Интересным дополнением стали фольклорные элементы татарской культуры, которые украшают и придают самобытность произведению.
Хороший роман писательницы нашего времени Гузели Яхиной, заслуживающий внимания и уважения.
Рецензия Анны Бойковой