Умберто Эко

Умберто Эко

Для миллионов читателей Умберто Эко — один из главных символов литературного 20-го века. Будучи великим ученым-семиотиком (специалистом по знаковым и символическим системам), он всей своей жизнью представлял большую и непостижимую загадку. Его фамилия, которая досталась ему от деда — на самом деле аббревиатура, ЭСO – Ex Caelis Oblatus, «дарованный небом». В Италии раньше такую фамилию давали приемным детям.
Впрочем, на родине его звали просто Профессор. Умберто Эко родился в старинном городке Алессандрия в 1932 году и должен был стать адвокатом по желанию отца. Однако будущий писатель окончил Туринский университет, где изучал эстетику и средневековую философию; позже преподавал в старейших учебных заведениях Италии, работал на радио и телевидении, интересовался медиевистикой (наукой о Средневековье) и философией. Но слава пришла к нему не как к ученому, а как к писателю, который, по его словам, «однажды решил отравить монаха». Так родилось «Имя Розы», произведение, чье влияние на литературу 20-го и 21-го века нельзя переоценить.
Для Умберто Эко всегда самым важным была его аудитория. Он никогда не интерпретировал свои романы, оставляя это читателю. Текст, по его мнению, после публикации начинает жить собственной жизнью, и автор не имеет права его менять. Считается, что Умберто Эко изобрел новый жанр «открытого произведения», в котором читатель должен стать соавтором.
После «Имени Розы» было еще 6 романов: изысканный и глубокий «Маятник Фуко», формалистский «Остров накануне», личный и печальный роман «Таинственное пламя царицы Лоаны», легкий и развлекательный «Баудолино», а также «Пражское кладбище» и «Нулевой номер». Каждый из этих романов имеет своих поклонников. Кроме художественных произведений, Умберто Эко написал множество научно-популярных трудов по эстетике, семиотике, литературе, философии и смежным областям. Многие из его работ издавались на русском языке.
Интересный факт, в 1990 году писателю предложили должность министра культуры Италии, на что он ответил отказом, добавив, что культура в интересном ему виде — это наследие, а современное творчество — это в первую очередь «капитализм и выживание сильнейших».
Великий мастер загадки умер в 2016 году, после 2 лет борьбы с неизлечимой болезнью, оставив после себя не только наследие из уникальных произведений, но и ставшую легендарной библиотеку, которую его семья подарила государству.

Оцените статью
Добавить комментарий