«Страна яблок» — новая философия постапокалипсиса от Виталия Смышляева

Страна яблок

Не секрет, что у многих современных произведений есть свой «срок годности». Это книги, которые существуют по принципу «издавай сейчас — или не издавай никогда». Актуальность сюжетов быстро меняется, и то, что было важным несколько лет назад, сейчас уже и не особо интересно массовому читателю.

Конечно, есть «вечные» темы, попадание в которые с большой вероятностью сделает произведение востребованным спустя достаточно долгое время. Но высший пилотаж в литературе, — органично соединить качественный, продуманный сюжет с исключительной художественной ценностью самого произведения.

Роман «Страна Яблок» от таинственного российского писателя Виталия Смышляева — несомненно, заявка на подобный успех. (Таинственного — потому что об этом авторе и правда ничего не известно, лишь то, что сейчас он живет в одной из стран Юго-Восточной Азии и связь с ним непостоянна).

Итак, перед нами типичный постапокалипсис, который плавно перерастает в нечто большее, а именно, в философское размышление об обществе и роли человека в нем.

Сюжет романа завязан на одном из страхов современного человека — всеобщем чипировании. Согласитесь, сегодня практически все знают про «ужасы» биометрической идентификации и шумихе вокруг этого.

Книга открывается яркими, масштабными и даже кинематографическими сценами конца света (не удивительно, если «Страну Яблок» в скором времени экранизируют). Падающие вертолеты, прорвавшаяся плотина, массовая гибель людей, скопление огромного количества трупов в реке, в общем, как емко отметил автор, «запах страха». Вскоре выясняется, что большинство законопослушных граждан было чипировано, а чипы привязаны к системе «Интрофай», которая внезапно перестает работать. Мы видим скрупулезно прописанный мир высочайших технологий, в котором используются уникальные медицинские импланты и протезы. И все в один миг становится бесполезным. Выходя из строя, вживленная электроника убивает человека.

На фоне всеобщего хаоса смерти у одной из героинь проскальзывает мысль о тех, кого совсем недавно богатые и практически вечно-здоровые горожане презрительно называли «грибами», о людях, не согласившихся на «прошивку» (чипирование). Есть еще и «вырезы», те, кто нелегально удалил чип хирургическим путем. Правда, такие люди становятся дураками в медицинском смысле этого слова, но как выяснится позже, лучше уж так.

Главные герои романа, те самые «грибы», живут в маленьком дачном поселке, где вот-вот должны отключить электричество, и внезапно обнаруживают себя посреди «дивного нового мира», а точнее, среди тысяч трупов, плывущих по реке.

Несомненно, автору удалось показать этот порочный мир будущего, где произошла массовая чипизация. Легкая (на первый взгляд) жизнь, мгновенные кредиты, цифровые деньги для многих оборачиваются адом: те, кто не в состоянии выплатить кредит, обречены на жалкое существование: двенадцатичасовой рабочий день, запрет на брак и рождение детей, казенная конура «три на три». А в случае выхода чипа из строя — мгновенная смерть. Как оказалось, данная система совершенно не продумана, более того, ученые предупреждали об опасности использования чипов, однако, как часто случается в жизни, выгода оказалась сильнее здравого смысла.

Интересно, что автор в своем произведении достаточно тонко сочетает техническую сторону вопроса (тут все логично обосновано, как работают чипы и что чувствуют люди с «прошивкой»), и философское объяснение происходящего (а вдруг это божественное провидение, и Бог, подобно садовнику, все ветви, что не приносят плодов, уничтожает).

А далее сюжет и вовсе становится похожим на вестерн: бандформирования, состоящие из колоритнейших казаков во главе с атаманом, бывших монахов и ментов (кстати, тоже достаточно злободневная тема) против тех, кто по-началу надеется на помощь от Америки (а скорее всего, получит её от Китая, такая вот актуальная политика).

Когда техника превращается в груды железа, а блага цивилизации остаются в прошлом, то действительно ценными становятся совсем иные вещи: лишь верный конь под лихим всадником да автомат за плечом! Конечно же, при таком раскладе появятся настоящие герои!

В книге есть и про любовь, и про женское начало (которое представлено прекрасными китаянками, образы которых намекают то ли на очарование автора восточной экзотикой, то ли на политический путь страны в будущее).

А в открытом финале — предчувствие великой битвы между двумя силами: теми, кто претендует на тотальную власть в новом мире и теми, кто взращивает добро и свет в душе. Потому что Страна Яблок — это место, где подобно самым спелым и сладким плодам, зреет любовь!

В итоге перед нами, несомненно, одно из самых многообещающих произведений современной русской литературы, и несмотря на то, что «Страна Яблок» вышла практически одновременно с написанием этой рецензии, можно прогнозировать ее популярность в будущем. Книга веселая и даже задорная, без намека на уныние, несмотря на картины мрачного будущего. Всё не так плохо, резюмирует автор на страницах своего романа, пока в мире есть любовь — жива и надежда на выживание человечества.

Рецензия Екатерины Журавлёвой

Оцените статью
Добавить комментарий

один + 12 =