«Синдром Петрушки» Дины Рубиной — многоплановый психологический роман о любви

«Синдром Петрушки» Дины Рубиной

Дина Рубина писательница, которая стала известной, в семнадцатилетнем возрасте, после своей первой публикации в журнале «Юность». В дальнейшем, автор несколько раз, повторила и даже приумножила свой успех.

Роман «Синдром Петрушки» это визитная карточка автора, и одновременно ее знаковое произведение. Возможно, даже лучшая книга, и уж точно — одна из самых удачных.

Сложно определить жанр книги. Пикантная смесь из детектива, семейной саги, триллера, и готического романа.

Даже само название романа многогранно.

«Сидром Петрушки» — это в буквальном смысле, болезнь сына Лизы, (довольно страшненькое такое, врождённое отклонение, при котором больной постоянно дёргается и хохочет) имя и одержимость главного героя — Петра, и странная, болезненная зависимость главной героини от своего «творца».

В центре сюжета — кукольник Петр, настоящий демиург и творец, одержимый своими куклами и театром. Петя как мальчишка влюблён в свою жену — Елизавету. Когда Лиза заболевает, и начинаются бесконечные мытарства по клиникам, Петр мастерит кукольную копию своей жены, которая пугающе неотличима от оригинала. Эта странная кукла и запускает цепь событий, которые навсегда перевернут жизнь главных героев романа.

Роман делится на две неравные части.

Первая, собственно «история Петрушки», человека живущего в мире кукол. Его юные годы, взросление и становление.

Вторая — это рассказ врача-психиатра Бориса. Мужчина лечит больную Лизу, а также является другом детства Петра.

В романе имеется какое-то огромное количество преданий, легенд и даже проклятий. Есть и детективная интрига.

Что так восхищает людей в этом романе?

Эта книга как марионетка. Множество ниточек, и все они хитро сплетены и лихо закручены. Таким образом, все сюжетные линии в конце сводятся в одну, а каждая небольшая история является важной. Сюжет как марионетка, двигается благодаря этим нитям.

Несмотря на нагромождение историй, книга читается легко и непринуждённо. Она почти как «бодрый» триллер или добротный детектив.

Интересен и слог автора. Эдакое пиршество словесных красок. У Рубиной интересно все, даже описание того, как варится и закипает кофе.

Книжка наполнена настоящими сильными чувствами.

Это любовь-привязанность, любовь-болезнь и любовь-одержимость. При этом, глубина драматизма в сюжете не кажется роковой, надуманной или чрезмерной.

И все же «Синдром Петрушки» не лишен некоторых особенностей и недостатков.

Роман «нашпигован» таким количеством сюжетных поворотов и развилок, что поневоле начинаешь сомневаться, что такое может происходить в рамках одной семьи. Поэтому сюжет (по мере развития) становится каким-то ходульным и кукольным. С другой стороны, возможно, этого и добивается автор.

Кроме того, язык и стиль автора это одновременно и плюс и минус произведения. Он хорош. Но не всем нравятся многослойные и цветастые сравнения, разнотравье синонимов и мелкая россыпь междометий. От такого великолепия и устать можно.

Странноватой кажется и любовь-зависимость главного героя, и созависимость Лизы, ее непонятная болезнь. У Петра влюбленность, как у восьмиклассника. Обжигающая страсть кукольного Петрушки. Даже после долгих лет брака, мужчина готов целовать песок, по которому ходила миниатюрная нога жены. Такая любовь кажется странной и жутковатой. Бедной Лизе даже сочувствуешь, жалеешь ее. Ее привели в странный мир кукол, а она живая и настоящая.

Но все же, достоинств в книге больше, чем недостатков.

Атмосфера романа довольно многогранна. Мы перенесёмся на ветреный остров Сахалин, увидим Самару-городок, побываем в «пряничной» Праге и в Львове. Все города и местечки описаны красочно, с большой любовью к ним. Когда над героями сгущаются тучи (а они там почти всегда сгущаются) можно заметить, что меняется и описание той или иной локации. Мир становится холодным и враждебным.

Идея и главная мысль романа в том, насколько один человек может присвоить себе другого. Забрать без остатка, целиком, поработить и украсть душу. Поселить в собственном бездушном, кукольном мини-мирке. И все это от большой, всепоглощающей и великой любви. Ну, то есть от большого и светлого чувства, и чисто из благих намерений.

«Синдром Петрушки» странный, страшноватый, не типичный для автора многоплановый роман. В нем чувствуется какая-то чрезмерность. Как будто автор решил смешать воедино и кукол и психов и готику, и детектив и триллер и еще мистики чуть-чуть добавил. Тем не менее, этот ядерный коктейль оказался весьма «вкусен» и «пикантен». Ну и вполне читабелен. Есть риск зачитаться и забыть про все дела и даже потеряться во времени. Самая похожая на «Петрушку» книга — «Коллекционер» Джона Фаулза.

Роман «Синдром Петрушки» — увлекательный триллер с элементами семейной саги и с детективной «начинкой» внутри. Если вам нравится следить за замысловатым сюжетом и разгадывать мудреные загадки, то вам должна понравится и эта книга.

Рецензия Анны Вацеховской

Оцените статью
Добавить комментарий

4 + 4 =