Ветхий дом, таверна «На краю ночи», молчаливо хранит столетнюю историю семьи Эспозито, и все сказания острова Кастелламаре.
Есть книги, которые завораживают с первых строчек, и держат в сладком плену на протяжении всего повествования.
История Кэтрин Бэннер «Дом на краю ночи» — один из таких романов. Он как дивная, резная, музыкальная шкатулка с множеством секретов, скрытых механизмов и двойным дном.
Кэтрин Бэннэр — британская писательница которая прославилась своими детскими книжками, а «Дом на краю ночи» — это ее первое «взрослое» произведение.
Роман написан в Италии (где в данный момент проживает автор) и это чувствуется. Страницы книги буквально пропитаны солоноватым воздухом Средиземного моря и палящим, южным солнцем.
Книга начинается пресловутой «матрешкой» — легендой в легенде. С притчи о «плаче», и святой Агате, местной «хранительнице острова».
Эта история — первая, из огромного множества легенд, сказаний и мифов, собранных доктором Амедео, чужаком, который прибыл на остров в поисках работы, и полюбил его всем сердцем.
Именно с его прибытия на Кастелламаре и стартует роман.
Текст охватывает примерно столетний временной промежуток, это роднит его со знаковой книгой «маэстро» Габриеля Гарсиа Маркеса: «Сто лет одиночества».
Роман написан в жанре «семейной саги». На его страницах описывается жизнь доктора и его неспокойного семейства, взросление сыновей и дочери (всего в книге сменится четыре поколения), а также, эволюция острова и того самого «Дома на краю ночи», который в некотором роде тоже персонаж романа.
В этой книге есть какая-то изюминка, свой, неповторимый стиль. Язык, которым она написана, мелодичный, певучий, с вкраплениями итальянских слов и целых фраз, которые, интуитивно понятны и даже не требуют перевода. Этот стиль одновременно убаюкивает и затягивает читателя в свои сети. От романа фактически невозможно оторваться, он мягко берёт в плен и не отпускает.
Семейная история «Дом на краю ночи» — это причудливая смесь нескольких жанров и стилей. Есть здесь и «магический реализм» и мелодрама и сборник сказок и преданий. Этот текст как разноцветная мозаика или, если хотите, итальянская пицца.
В книге описывается несуществующий остров в Средиземном море, а точнее — это собирательный образ, сотканный из множества существующих в реальности островков. При этом, ощущение такое, что все действие романа течет в какой-то параллельной реальности. В мире, где оживают мифы и случаются чудеса. Настоящее волшебство демонстрируют и люди населяющие пресловутый «Дом на краю ночи».
Книга почти идеальна, но придирчивый читатель может обнаружить в ней некоторые недостатки.
Повествование движется неспешно и плавно. Кэтрин Бэннер как паутину выплетает свое словесное полотно. Если вы любитель динамичного сюжета, и безудержного экшена, то описание олеандровых зарослей и неторопливых вечеров в таверне, может нагнать на вас тоску и скуку.
Также в книге отсутствует какая-либо тайна, интрига или детективная загадка. «Дом на краю ночи» — это временной отрезок, который с помощью разнотравья слов, переносит нас из точки «А» в точку «Б».
Атмосфера романа тоже довольно самобытна.
Читаешь и не видишь, не замечаешь той грани, когда вполне себе реалистичный сюжет про «жизнь и приключения» доктора на острове превращается в сказку, легенду или миф. Чудеса в романе неуловимы и легки как взмах крыла бабочки, и при этом, обыденны как яичница на завтрак.
У книги невероятно приятное «послевкусие». Вот уже последняя страница давно позади, а в ушах до сих пор слышится шум волн, ощущаются солёные брызги, а в воздухе пахнет сыром «Ricotta».
Основные герои книги — это всё семейство «подкидышей» (а именно так и переводится с итальянского фамилия главного героя).
Доктор Амедео — верзила и глава семьи. Сирота, нашедший на своём острове свое незамысловатое счастье.
Пина Амедео — жена доктора. Гордячка и упрямица, крепко любящая своего, не совсем уж идеального мужа.
Мелкая «россыпь» детей.
Тулео, Флавио, Аурелио — мальчишки-погодки, озорники и шалопаи в детстве. В дальнейшем, прекрасные юноши, каждый со своим характером и особенностями.
Мария-Грация — девочка, которая чудом выжила. Дочь доктора. Образец мужества, отваги и самопреодоления.
Ещё один из главных героев романа — это родовое гнездо семьи и одновременно таверна — тот самый «Дом на Краю ночи». Кстати, за романтическим «именем» дома скрывается, вполне, тривиальная история. Бывший владелец таверны некий Сеньоро Де Ла Нотте. Дом просто — напросто назван «в честь» его фамилии.
Этот роман — свидетель неспокойного двадцатого века. Все события, начиная от первой мировой войны заканчивая миллениумом, читатель видит глазами семейства Эспозито.
Главная мысль романа, в том, что даже на далеком острове, невозможно укрыться от непростого времени, оно все равно настигнет каждого. Как не прячься…
Отмечу также прекрасное оформление бумажного томика. У издания приятная, бархатная обложка, и довольно милый пейзаж на лицевой стороне.
Книга Кэтрин Бэннер «Дом на краю ночи» стала для меня открытием, и своеобразным уютным, маленьким мирком, в который так приятно возвращаться «домой» после трудного и напряженного дня.
Ставлю высший балл и всячески рекомендую!
Рецензия Анны Вацеховской